Universal Studios

Universal Studios

Universal Studios (также известна как Universal Pictures) — старейшая из ныне существующих голливудских киностудий. Основана Карлом Леммле в 1912 году. С 1915 по 1925 годы — крупнейшая из кинокомпаний США. С 2004 года — производственное подразделение компании NBC Universal.

На логотипе изображён Земной шар, вокруг которого вращается подобие колец Сатурна с надписью: Universal («Вселенский»). Под эгидой компании работают тематические парки в Голливуде, Орландо, Сингапуре и Осаке.
Карл Леммле, выходец из Германии, занялся кинобизнесом в 1909 году, основал Universal три года спустя и в 1914 г. присвоил компании нынешнее название. Леммле удалось обойти конкурентов за счёт сделанной им ставки на «кинозвёзд». Во времена, когда имена актёров не считали нужным указывать в титрах, он привлекал внимание газетчиков к каждому шагу актёров и актрис, с которыми у него был заключён контракт. Во многом благодаря Леммле заработал голливудский «конвейер звёзд», ставший позднее отличительной чертой американской киноиндустрии.
В 1915 г. на территории в 230 акров близ Голливуда «дядюшка Карл» организовал крупнейшую в мире площадку для киносъёмок, которая получила название «Вселенского города» (Universal City). В рекламных целях доступ на съёмочную площадку был открыт для всех желающих.

Вопреки амбициозному названию, предприятие Леммле специализировалось на непритязательных вестернах, мелодрамах и многосерийных фильмах, которые в небольших городках были более востребованы, чем высокобюджетные постановки, рассчитанные в первую очередь на жителей мегаполисов.
Тальберговские годы

В отличие от конкурентов, Леммле не видел необходимости в развитии сети кинотеатров, сосредоточив свои силы собственно на кинопроизводстве. Он не порывал связей с родной Германией и даже открыл в 1926 г. немецкое подразделение студии во главе с Джо Пастернаком. В связи с участившимися в 1920-е годы отлучками босса из Калифорнии, всеми делами голливудской студии фактически ведал молодой, но талантливый продюсер Ирвинг Тальберг. Он сделал ставку на мастера перевоплощений Лона Чейни, который поразил публику своим гротескным гримом в фильмах «Горбун из Нотр-Дама» (1923) и «Призрак Оперы» (1925).
Леммле-младший

См. также: Классическая серия фильмов ужасов студии Universal
После ухода Тальберга из студии, усугублённого началом Великой депрессии и переходом кино на звуковые рельсы, студия погрузилась в затяжной кризис, потеряв своё место в «большой пятёрке» Голливуда. «Дядюшка Карл», устроивший на работу в Universal великое множество своих родственников (и среди них режиссёра У. Уайлера), не стал подыскивать Тальбергу замену на стороне и, как только тот достиг совершеннолетия, передал бразды правления студией собственному сыну.
Младший Леммле, не удовлетворённый низким художественным уровнем кинопродукции, решил сделать ставку на дорогостоящие постановки с художественными претензиями, а также приступил к созданию собственной сети кинотеатров. Хотя некоторые из «качественных» фильмов того времени имели успех («На западном фронте без перемен», 1930), основная часть прошла незамеченной, а мюзикл «Плавучий театр» (1929) с треском провалился.

При Леммле-младшем студия одной из первых в Голливуде освоила новые области кино — хоррор и мультипликацию. Фильм ужасов во многом обязан своим возникновением классическим «ужастикам» студии Universal. В 1931 году компания Леммле выпустила первую ленту этой серии, «Дракула». Значительный коммерческий успех фильма дал продюсерам уверенность, что они открыли формулу успеха и тему чудовищ следует продолжать. Незабываемые образы монстров на киноэкране создали Бела Лугоши и Борис Карлофф.

До основания студии Уолта Диснея компания Universal считалась также одним из основных игроков в области мультипликации. Аб Айверкс и Уолт Дисней создали по заказу Леммле первого популярного мультперсонажа — кролика Освальда. Из-за финансовых разногласий Дисней покинул студию, после чего образ кролика Освальда (права на который остались в распоряжении Universal) был им переработан в мышонка Микки, и тот довольно скоро затмил по популярности своего предшественника. На протяжении многих лет мультипликационным подразделением студии заведовал Уолтер Ланц, создавший для Universal нескольких запоминающихся мультперсонажей, включая дятла Вуди.
После ухода Леммле
За время Великой депрессии финансовое состояние киностудии сильно пошатнулось. В отличие от других киномагнатов, отец и сын Леммле предпочитали развивать киностудию исключительно на собственные, а не заёмные средства. Это едва не привело их к банкротству, когда в 1920-е годы Эрих фон Штрогейм потратил весь свободный бюджет на съёмки «Глупых жён» и «Слепых мужей». В 1936 году семейство Леммле решило сделать ставку на ремейк «Плавучего театра». Совет директоров дал разрешение на начало съёмок при условии получения крупного займа у корпорации Standard Capital под залог прав на студию. Когда стало известно, что съёмочной группе не удалось уложиться в выделенный бюджет, заимодавцы потребовали возврата кредита. Так Леммле потеряли контроль над студией. Вскоре после этого новая версия «Плавучего театра» вышла в прокат с их именами в титрах и имела огромный успех.
После ухода Леммле компания удержалась на плаву благодаря киномюзиклам Джо Пастернака с Диной Дурбин в главной роли. Второй «золотой жилой» для владельцев киностудии стали в 1940-е годы комики Эбботт и Костелло. На Universal были сняты некоторые классические фильмы-нуар, как, например, «Убийцы» Р. Сиодмака и «Обнажённый город» Ж. Дассена. С разрешения Д. Селзника связанный с ним контрактом А. Хичкок поставил для Universal фильмы «Тень сомнения» и «Диверсант».

Тем не менее финансовое положение компании оставалось в то время недостаточно прочным для заключения долгосрочных контрактов со «звёздами» первой величины. Для привлечения к съёмкам звезды калибра Бинга Кросби или Джимми Стюарта приходилось договариваться с той студией «большой пятёрки», с которой она была связана контрактом. По той же причине сотрудники Universal в числе последних в Голливуде стали работать с цветной плёнкой (если не брать в расчёт новаторского использования цвета в «Призраке Оперы» 1925 года)

Британцы у руля
Американский миллионер Артур Рэнк, благодаря щедрым финансовым влияниям которого в 1940-е гг. переживал небывалый взлёт британский кинематограф, рассматривал Universal в качестве идеальной стартовой площадки для завоевания американского зрителя. Благодаря его партнёрству с Universal американцы смогли познакомиться с такими шедеврами английской киношколы, как «Большие надежды» Дэвида Лина и «Гамлет» Лоуренса Оливье. В 1945 г. по инициативе Рэнка состоялось объединение Universal с независимой компанией International Pictures в концерн United World Pictures, просуществовавший менее года. После «переформатирования» объединённая студия была переименована в Universal-International, а во главе её встал основатель International Pictures, Уильям Гетц (влиятельная фигура в американской киноиндустрии, зять Л. Б. Майера).

В конце 1951 г. контроль над студией приобрела другая английская компания, Decca Records. Эти годы в истории компании запомнились сотрудничеством с режиссёром Дугласом Серком. Самыми популярными звёздами студии в 1950-е годы были секс-символы Рок Хадсон и Тони Кёртис.

Под контролем MCA

В конце 1950-х гг. в связи с массовым оттоком зрителей из кинотеатров к телеэкранам крупнейшие студии Голливуда переживали не лучшие времена. Компания Universal на некоторое время приостановила съёмки новых фильмов, а в 1958 г. продала за $11 млн свою легендарную съёмочную площадку концерну MCA Inc., который переименовал её в Revue Studios и наладил там производство телесериалов. Глава MCA, Лью Вассерман, основательно вложился в модернизацию устаревшего к тому времени «города Леммле».В 1962 г. произошло окончательное слияние MCA и Decca Records. В итоге Universal Studios перешли под полный контроль Вассермана, который к тому времени уже перевёл на контракты с Universal тех «звёзд», чьим агентом он являлся: Дорис Дэй, Лану Тёрнер, Кэри Гранта и даже А. Хичкока. Второй раз в своей истории студия вырвалась на первые позиции в киноиндустрии. В отличие от эпохи Леммле, Universal начала 1960-х мог себе позволить контракты с самыми яркими «звёздами» на голливудском небосклоне. Примерами продукции того времени могут служить фильмы 1963 года «Птицы» и «Шарада».

Одной из составляющих успеха Universal в 1960-е гг. было активное производство телефильмов. В отдельные сезоны компания производила половину сериалов, которые демонстрировались на канале NBC. Студия первой из гигантов американского кино решила для себя проблему конкуренции со стороны телевизионщиков. Более того, в 1970-е гг. работа для телевидения стала основным источником дохода. Среди наиболее прибыльных кинопроектов Universal того времени — побивший студийный рекорд кассовых сборов «Аэропорт» (1970), остросюжетный триллер «Челюсти» (равно как и последующие работы Стивена Спилберга), снятый на крохотный бюджет молодёжный фильм «Американские граффити» от Дж. Лукаса, позднее — франшиза «Назад в будущее».

Назад